sovnarkom.ru
iskra.narod.ru
Конкурс "Песни Сопротивления - 99"

 


         30 октября 1999 года в Москве прошёл Третий Всероссийский конкурс "Песни Сопротивления непокорённого народа", организованный редакцией газеты "Дуэль" и посвященный 82-летию Великого Октября и 6-й годовщине расстрела Дома Советов.
         На заключительном концерте конкурса, проходившем в киноконцертном зале "Баку", прозвучало 39 песен двадцати трёх исполнителей.
         Рассказ о конкурсе можно прочитать в номере  45(136) газеты "Дуэль" и в конце этой странички, а в редакции газеты можно будет приобрести кассеты (2 шт.) с записью концерта.


На заключительном концерте конкурса выступили следующие исполнители:

                   (Информация предварительная и неполная. Возможны ошибки)


Александр Харчиков
(г.Ленинград)
Нам Сталин отец, нам Родина мать Стихи и музыка исполнителя
Наша Родина - Советский Союз Стихи и музыка исполнителя
Иван Баранов Россия, когда же в набат? Ст. Н.Беседина, муз. И.Баранава
Русские не сдаются Ст. Б.Гунько, муз. И.Баранова
Анатолий Беляев Командирская песня Ст. А.Пшеничного, муз. А.Беляева
За Победу Ст. Е.Нефёдова, муз. А.Беляева
Валерия Анфиногенова Вечная Россия Ст. Т.Овчинниковой, муз. В.Анфиногеновой
Леонид Корнилов Чёрные ордена Стихи и музыка исполнителя
Мерседес 600 Стихи и музыка исполнителя
Евгений Якушкин Я верую в русский народ Ст. Б.Гунько, муз. Е.Якушкина
Случай в бою Сл. Ф.Чуева, муз. Е.Якушкина
Александр Крылов
(г.Смоленск)
Наши деды встают из забытых могил Стихи и музыка исполнителя
Югославия Стихи и музыка исполнителя
Леонид Ефремов Убитый первым выстрелом Стихи и музыка исполнителя
Мы - русские! Стихи и музыка исполнителя
Николай Прилепский Гражданская война
Левый марш
Владимир Кузнецов Я убит в Белом Доме Ст. С.Макеевой, муз. С.Лебедева
Он
Николай Сахаров Ополчение
Посторонись, браток!
Константин Пономарёв
(г.Новотроицк, 
Оренбургской обл.)
Россия
Судьба
Владимир Громов
(г.Вологда)
Вставай! Стихи С.Золотцева, музыка исполнителя
Мы победим Стихи С.Золотцева, музыка исполнителя
Юрий Брыгин Я родился в России
Христопродавцы
Виктор Иванов
(г.Таруса)
От последних времён тянет холодом
Олег Любимов Без перемен
Военные
Валентин Мазур Перестройка Ст. Д.Орлова, муз. Г.Мазура
Игорь Моргунов Единение
Елена Медведева Исповедь демократа Ст. Б.Медведева, муз. народная
Евгений Ляпин Ленин в кепке козырьком вперёд
Александр Быковский
(г.Климовск
Московской обл.)
Лев Толстой
Не судьба мне быть неженатым
Сергей Носачёв
(г.Новокузнецк
Кемеровской обл.)
Моя Москва
Назад, в СССР!
Сергей Смирнов Я вернулся с чеченской войны


Первые места заняли следующие исполнители:

Призы газеты "Дуэль"
1.Баранов Иван
2.Харчиков Александр
3.Носачёв Сергей

Призы профессионального жюри за композиторскую работу
1. Конов Евгений
2. Анфиногенова Валерия
3. Беляев Анатолий

Призы профессионального жюри за исполнительское мастерство
1. Сахаров Николай
2. Громов Владимир
3. Быковский Александр (Рок-группа "Закат Европы")

Призы профессионального жюри за поэтический текст
1. Горохов (песни в исполнении Сахарова Николая)
2. Корнилов Леонид
3. Евремов Леонид

Личный приз им. И.Талькова, учреждённый Дмитрием Воробьёвым
1. Иванов Виктор "От последних времён тянет холодом"

Приз газеты "Завтра"
1. Любимов Олег

Призы комитета защиты политзаключённых-борцов за социализм
1. Харчиков Александр
2. Баранов Иван

Призы общественно-политического движения "Трудовая Россия"
1. Харчиков Александр
2. Баранов Иван

Призы редакции газеты "Красноярская газета"
1. Якушкин Евгений
2. Крылов Александр
3. Брыгин Юрий

Призы московской организации НПСР и московского горкома КПРФ
1. Крылов Александр
2. Беляев Анатолий
3. Прилепский Николай
4. Корнилов Леонид
5. Харчиков Александр
6. Кузнецов Владимир

Приз радиопередачи "Песни русского Сопротивления" (радиостанция "Народное радио")
1. Харчиков Александр

Приз газеты православных мирян "Десятина"
1. Брыгин Юрий


Статьи из газеты "Дуэль" (N 45 9.11.99)
Фотографии на странице:
Чёрно-белые - Баксичев Геннадий
Цветные - Меллер А.Л.

 
А ВЫХОД ОДИН - ДЕРЖИСЬ КОМАНДИР!

Итоги III Всероссийского конкурса "Песни Сопротивления"

Баранов, Харчиков, Носачёв

Ура нам: своими небольшими силами мы заложили традицию, которая третий год с успехом проходит испытания жизнью. Традиция называется: ежегодный всероссийский конкурс "Песни Сопротивления". Мы начинали его как энтузиасты-одиночки, и с каждым годом он набирал вес, расширял круг участников и совершенствовал свой уровень. Об итогах Третьего конкурса, состоявшегося, как обычно, между двумя незабываемыми датами патриотического календаря - 6-й годовщиной расстрела Дома Советов и 82-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции - хочется говорить и писать в радужных тонах, потому что он этого заслуживает.

... Дождливый субботний день 30 октября. На улице так же безрадостно, как в жизни. Но сегодня день особенный: к четырем часам фойе московского кинотеатра "Баку", ставшего для нашей газеты родным домом, заполняется оживленными голосами зрителей, пришедших на праздник песни. В зрительном зале участники конкурса проводят акустическую репетицию. Некоторые члены оргкомитета пребывают в состоянии явной растерянности. Увы, это тоже стало традицией: перед заключительным концертом второго тура непременно объявляются новые конкурсанты, не успевшие вовремя прислать кассеты, но жаждущие попасть в списки участников. Начинаются споры, ссоры, торопливые обсуждения, нервные решения, как правило, в пользу свалившихся на голову претендентов.

В этот раз организаторам конкурса пришлось изрядно поволноваться, потому что одним из таких явочных авторов был немолодой бард из Вологды, а другим - молодой рапсод из города Новокузнецка Кемеровской области. Причем посланец из Вологды располагал очень ограниченным временем: сразу после выступления должен был сесть на поезд, поэтому пришлось включить его в первое отделение с двумя песнями, хотя по условиям конкурса в каждом отделении заключительного концерта звучит по одной песне одного автора. Треволнения устроителей праздника окупились сторицей: нечаянные кандидаты в лауреаты стали, к большой радости публики и профессионального жюри, лауреатами по праву настоящего таланта.

Елена Медведева

Все познается в сравнении, а в нашем случае сравнение фиксирует более чем отрадные результаты: с каждым годом расширяется возрастной и географический ценз участников, конкурс обретает всероссийский масштаб. А самое главное и отрадное: заметно возросло качество представляемых песен - без преувеличения можно сказать, что некоторые конкурсные произведения уже сейчас можно включать в сокровищницу песенной культуры России. И еще один радующий факт: к нам пришла молодежь из самого радикального слоя - рок-музыканты. И наша публика по достоинству оценила это явление. Как заметила директор кинотеатра "Баку" Людмила Петровна Седова, "Дебютанты составили очень сильную конкуренцию "старичкам". Лауреатам первого и второго конкурсов придется отстаивать свои лауреатские звания в трудной борьбе". И они с похвальным упорством отстаивали.

Николай Сахаров

Людмила Петровна - почетный член профессионального жюри, работа которого была апробирована на первом конкурсе, прервана на втором (из-за отсутствия денежных средств) и вновь восстановлена на последнем конкурсе. Как показывает жизнь, оценки профессионалов не сильно расходятся с мнением зрителей. А ведь в жюри были солидные люди, опытные, титулованные, со званиями лауреатов, дипломами заслуженных и народных артистов, с профессорскими степенями. Даже был член экспертного совета Министерства культуры, занимающийся музыкальным искусством более сорока лет. Что же говорить о наших зрителях, которым мы доверяем третий раз подряд выносить свои художественные вердикты, и они делают это почти на профессиональном уровне!

...Звенит третий звонок, и на сцену поднимаются главный редактор газеты "Дуэль" Юрий Игнатьевич Мухин и постоянная ведущая конкурсных концертов Галина Поликарповна Тюрина. Благодаря ей утвердился особый стиль конкурсной презентации - это сочетание строгого, характерного для консерваторских залов академизма и свободной манеры общения с конкурсантами и публикой. Безусловно, это также способствует повышению статуса наших песенных соревнований в глазах профессионалов. Объявляются условия, представляются члены профессионального жюри и - часы пошли отсчитывать новое конкурсное время.

Александр Быковский

Трудно быть первым, но наш первый номер - опытный бард. Это Константин Пономарев из города Новотроицка Оренбургской области. Обе его песни "Россия" и "Судьба" тепло принимаются публикой, они достойны высоких оценок, но... Если бы позволяли средства, Константин Пономарев уехал бы домой с призовой наградой. Но мы были ограничены в средствах, поэтому остается только сердечно поблагодарить оренбургского поэта, композитора, исполнителя и аранжировщика в одном лице за его отвагу и настойчивость и пожелать ему успехов в следующих состязаниях. Хотя звание "Дипломант", подтвержденное специальным документом,сделанным по заказу редакции, который получили все участники второго заключительного тура, тоже считается почетным в академических кругах. Ведь все номера этого концерта прошли предварительный отбор, и надо сказать, что за бортом осталось немало достойных текстов. Это не мы - это жизнь повышает критерии отбора: из восьмидесяти песен для публичного прослушивания были допущены сорок. Это о чем-то говорит!

Всех конкурсантов условно можно разделить по такому музыкально-техническому признаку: пение под гитару или под "минусовую" фонограмму, т.е. живой голос плюс инструментальное сопровождение в записи. На первом конкурсе много копий сломали по этому поводу, но жизнь показала: ни один из этих способов музыкального аккомпанемента не имеет самодовлеющего значения - песня воспринимается только в комплексном сочетании текста, музыки, исполнительского мастерства. Поэтому когда выходили на сцену москвич Юрий Брыгин, смолянин Александр Крылов, лауреаты первого конкурса москвичи Николай Прилепский и Анатолий Беляев, калужанин Виктор Иванов, москвичи Олег Любимов, Сергей Смирнов, Валентин Мазур и каждый в руках с гитарой отечественного производства, они не только не проигрывали соперникам с фонограммами - они достигали особо доверительного эффекта в общении с публикой. Почти все из них были удостоены разного рода призов, а постоянный участник всех наших конкурсов Анатолий Беляев за песни "За победу" на стихи Евгения Нефедова и "Командирскую песню" на стихи Анатолия Пшеничного был удостоен премии профессионального жюри в номинации "За лучшую композиторскую работу". Вместе с ним в этом почетном списке оказался виртуозный солист-инструменталист Евгений Конов, отмеченный за блестящую аранжировку песни Ивана Баранова на стихи Николая Беседина "Россия, когда же в набат?". Приятным сюрпризом для музыкантов-профессионалов оказался единственный выход на сцену дебютантки конкурса Валерии Анфиногеновй с песней "Вечная Россия" на собственную музыку с участием Татьяны Овчинниковой, которая также является автором текста этой песни. Композиторское жюри третью премию в своей номинации отдало Валерии Анфиногеновой и Татьяне Овчинниковой.

Леонид Корнилов

Вернемся к гитаристам. Проникновенные слова и покоряющая интимная манера исполнения собственных песен принесли Юрию Брыгину признание со стороны Московского отделения Народно-патриотического союза и МГК КПРФ в лице Сергея Викторовича Никитина, Людмилы Валерьевны Зиновьевой и Антонины Петровны Бальян. А также он получил приз газеты православных мирян "Десятина", которая обещает опубликовать подборку стихов этого автора на своих страницах.

При подведении итогов в номинации "За лучший поэтический текст" больше всего было споров. Претендентов оказалось предостаточно: Леонид Корнилов со своим хитом "Мерседес-600", Владимир Громов из Вологды с песнями "Вставай!" и "Мы победим" на стихи Станислава Золотцева, Сергей Носачев из Новокузнецка Кемеровской области с песнями "Моя Москва" и "Назад, в СССР!", Александр Харчиков, Иван Баранов, Владислав Горохов, Николай Прилепский, Леонид Ефремов, Борис Гунько, Олег Любимов... После длительного обсуждения и серии голосований откристаллизовалась тройка сильнейших авторов поэтических текстов: Леонид Корнилов, Владислав Горохов ("Посторонись, браток!") и лауреат первого конкурса Леонид Ефремов с песнями "Убитый первым выстрелом" и "Мы - русские!". Повторяю, это было одно из самых напряженных решений жюри.

Владимир Громов

Лидеры в номинации "За лучшее исполнение" тоже образовали между собой острую конкуренцию, разрешить которую помогло зрительское жюри: назвав свою тройку призеров - Иван Баранов (первая премия), Александр Харчиков (вторая премия) и Сергей Носачев (третья премия), публика развязала руки профессионалам. И вот итог профи: лучший исполнитель - Николай Сахаров, обладающий поразительным чувством сцены, мастерством драматического актера и умением создать художественный образ песни на высоком эмоциональном накале. Второе место единодушно было отдано Владимиру Громову из Вологды, который в это время уже ехал в поезде и оставил по себе неизгладимое воспоминание. Есть же в российской глубинке истинные таланты и патриоты! Третье место - у рок-группы "Закат Европы" (солист Александр Быковский) из города Климовска Московской области. Ребята очень молоды, особенно солист, но их песни, в частности, тексты - с реминисценциями из "Севастопольских рассказов" и "Кавказского пленника" Льва Толстого, с аллюзиями на популярный фильм с музыкой Тихона Николаевича Хренникова "В шесть часов вечера после войны" и все это пропущено сквозь призму рок-культуры с ее характерным сленгом, фамильярным обращением со знаменитостями, с фантастическими временными сближениями... Это, признаться, большая неожиданность для всех нас, в том числе и для самих музыкантов. Но больше всего радовалась группа поддержки из числа самых молодых зрителей.

Самый большой список призеров оказался у представителей Московского отделения НПСР и МГК КПРФ: в этом ряду Александр Крылов из Смоленска с песней "Югославия", москвичи Анатолий Беляев, Николай Прилепский с песнями "Левый марш" и "Гражданская война", Леонид Корнилов, Александр Харчиков с песнями "Моя Родина - Советский Союз" и "Нам Сталин отец, нам Родина - мать", Владимир Кузнецов, постоянный участник конкурсов и призер предыдущих лет - с песней Сергея Лебедева "Я убит в Белом Доме" на стихи Светланы Макеевой в аранжировке Евгения Конова.

В победе ленинградца Александра Харчикова, собравшего рекордный урожай призов (второе место у зрительского жюри, специальные призы Московского отделения НПСР и МГК КПРФ, Комитета защиты политзаключенных - борцов за социализм, общественно-политического движения "Трудовая Россия" и радиостанции "Народное радио") - сомнений не было. Это опытный страстный митинговый поэт-певец-трибун-агитатор, дважды лауреат первого и второго конкурсов "Песни Сопротивления". А вот дебютант конкурса Иван Баранов после первого отборочного тура в числе возможных лауреатов не фигурировал, тем ослепительней был его успех: первое место у зрительского жюри, призы "Трудовой России" и Комитета защиты политзаключенных. Это очень перспективный артист с несомненным сценическим даром и способностью заражать своими эмоциями публику, с хорошими вокальными данными, которые, правда, не следует форсировать, это исполнитель, умеющий мизансценировать свой выход на сцену - особенно когда он взял в руки Красное молоткасто-серпастое знамя и запел свою песню на стихи Бориса Гунько в аранжировке Михаила Максимова (тоже талантливый музыкант, но призов не хватило) "Русские не сдаются!". Аплодисменты, переходящие в овацию...

Виктор Иванов

По числу учрежденных призов с московскими коммунистами вступила в соперничество "Красноярская газета", которая активно сотрудничала с оргкомитетом и не жалела средств на премирование понравившихся конкурсантов. Призы этой газеты вручала дочь главного редактора, очаровательная сибирячка Вероника Пащенко. Вот ее премиальный список: Евгений Якушкин с песней на стихи Бориса Гунько "Я верую в русский народ!" (дважды призер наших конкурсов), смолянин Александр Крылов "Наши деды встают из забытых могил..." и уже упоминавшийся московский бард Юрий Брыгин с песнями "Я родился в России" и "Отповедь христопродавцам".

Профессиональный поэт и опытный бард из города Таруса Калужской области Виктор Иванов за песню "От последних времен тянет холодом" удостоился может быть самой дорогой премии - дорогой потому, что ее учредил лауреат первого конкурса "Песни Сопротивления" Дмитрий Воробьев. Он назвал ее призом имени Игоря Талькова. Браво, Дима - за твою инициативу и за твой выбор!

И последний традиционный приз газеты "Завтра", которую представлял известный художник Геннадий Животов, кстати сказать, автор эмблемы нашего конкурса, получил московский бард Олег Любимов с песней "Военные", очень мобилизующая и в тоже время исповедально-обличительная песня.

А теперь о тех, кто остался без призов - по одной причине: их просто не хватило. Это уже называвшийся Константин Пономарев из Оренбургской области, Сергей Смирнов из Москвы с пронзительно-лирической песней "Я вернулся с чеченской войны", это москвичи Игорь Моргунов с актуально мобилизующей песней "Единение", Валентин Мазур с иронико-саркастической "Перестройкой" (музыка Георгия Мазура, стихи Дмитрия Орлова), интеллектуал, поклонник Андрея Макаревича и его эстетико-идейный оппонент Евгений Ляпин с бесподобно ударным текстом "Ленин в кепке - козырьком вперед" и, наконец, самая молодая участница Елена Медведева с куплетами на стихи Бориса Медведева "Исповедь демократа". Всем им достойной наградой были теплые, а иногда бурные аплодисменты публики. Во-вторых, звание "Дипломант конкурса" тоже является признанием их достоинств, в-третьих, у каждого из них впереди - новый конкурс и реальная надежда на успех.

Валерия Анфиногенова

Если мы и впредь будем столь же сплоченными, как в этот раз, когда, отбросив тактические споры в сфере коммунистической идеологии, разные организации удостоили своим признанием наших конкурсантов, то перспективы у нашей затеи блестящие: рано или поздно мы заставим говорить о нас не только газетчиков из патриотических изданий, но также радио и телевидение. Если нас будет также много и с хорошим песенным репертуаром, нашим оппонентам некуда будет деваться. Тем более что с нами такой выдающийся деятель мировой музыки, как Тихон Николаевич Хренников - он передал конкурсантам свои теплые поздравления и пожелания успехов.

Успехов, друзья, вам и нам! Ура!
 

Александра СОЗЫКИНА,
ответственный секретарь газеты "Дуэль".

МНЕНИЕ ЗАЛА

Зал

30 октября в киноконцертном зале "Баку" прошел Третий Всероссийский Конкурс "Песни сопротивления". Хочется от души поблагодарить ВСЕХ артистов, принявших участие в ЭТОМ ПРАЗДНИКЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ. Профессиональное жюри строго оценивало все произведения по самым разным номинациям. Безусловно, каждый артист хорош по-своему. Но хочется отметить то, что объединяло исполнителей на сцене и присутствовавших в зале зрителей, восторженно аплодировавших каждой песне - это ОГРОМНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД, который постоянно шел в зал и держал в напряжении в течение всего вечера. Этот заряд был полон ЭНЕРГИИ ПАТРИОТИЗМА, ЧУВСТВА ЛЮБВИ К СВОЕЙ СТРАНЕ и нес необычайно сильную духовную АУРУ. АУРА, присутствовавшая в зрительном зале, была АУРОЙ ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА, особенно в наиболее великий и яркий период его истории, приходящийся на годы руководства страной Иосифом Виссарионовичем Сталиным. 

По сравнению с первым конкурсом, проходившем два года назад, НЕСРАВНЕННО ВОЗРОС ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. Это даже отметили члены жюри. Зал был переполнен зрителями самого разного возраста. Пришло много молодежи. Хочу отметить одну маленькую деталь, на мой взгляд, очень важную. Рядом со мной сидели две пожилые женщины-участницы Великой Отечественной Войны. О том унизительном положении, в которое загнала постсоветская власть стариков-ветеранов, отстаивавших в самые тяжелые для страны годы ЧЕСТЬ и СВОБОДУ НАШЕЙ РОДИНЫ, известно всем. Когда над сценой киноконцертного зала "Баку" вознеслось ГОРДОЕ КРАСНОЕ ЗНАМЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА, а великолепный голос молодого и талантливого Ивана Баранова исполнил замечательную песню "Русские не сдаются!", ЗАЛ АПЛОДИРОВАЛ СТОЯ! Сильнейший эмоциональный накал и гордость за свою великую Родину переполняли зал. Прослушав песни, участница Великой Отечественной войны сказала: "После такого прекрасного вечера появляется желание ЖИТЬ, а не существовать!" А именно в существование во имя выживания загнал нынешний криминально-олигархический режим наших героев-стариков, выплачивая им мизерные пенсии, размер которых не достоин ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

Кроме безусловных мэтров Л. Ефремова, А. Харчикова, Н. Прилепского, А. Беляева, Е. Якушкина и других были и новые исполнители и тоже очень талантливые. Говорить подробно о яркости и самобытности каждого можно долго. Пусть никто не обидится. Но я хотел бы отметить ВСЕХ артистов, приехавших из других городов. Прекрасно выступили К. Пономарев из г. Новотроицка Оренб. обл., В. Иванов из г. Таруса, Ю. Крылов из Смоленска, ленинградец А. Харчиков! Все песни вселяют надежду и уверенность, в том, что Россия выживет и обязательно сбросит с себя тех трутней, которые ныне во власти измываются над ее народом и бессовестно его грабят. Родина все видит и запомнит имена нынешних властных подонков.

И еще, что тоже очень важно. Ворократы скинулись и пустили по стране поезд-агитку "Да!", сидящие в котором бездарные, безголосые и купленные за большие баксы режимом актеришки агитируют голосовать на будущих выборах за тех же самых дерьмократов, которые сейчас во власти. Песенки этой публики настолько пусты как по смыслу, так и по содержанию, что даже смешно их как-либо оценивать. Это банальная бездуховная "зелено-баксовая" попса, продающаяся любому ворократу, который больше кинет. О низменности этой дерьмократической акции говорить не буду. Противно. 

Можно только отметить ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА, ЛЮБВИ К РОДИНЕ И СВОЕМУ НАРОДУ, который ИСКРЕННЕ продемонстрировали ВСЕ, без исключения, УЧАСТНИКИ ТРЕТЬЕГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА "ПЕСНИ СОПРОТИВЛЕНИЯ"! Хочется пожелать им в будущем еще больших творческих успехов, новых великолепных песен, столь необходимых нашему народу в это время! И главное, чтобы в будущем проходили - И ЧЕТВЕРТЫЙ, И ПЯТЫЙ, и последующие КОНКУРСЫ ПЕСНИ, что очень важно для нашей Родины. Огромное спасибо редакции газеты "Дуэль" за организацию этого прекрасного мероприятия и праздника!

Сергей



30 октября 1999 г. газета "Дуэль" провела третий ежегодный конкурс "Песни Сопротивления непокоренного народа". В первую очередь хочу отметить блестящий состав его участников, причем наряду с "ветеранами" ярко выступили "новички". Общий настрой выступлений прекрасно определило само название конкурса - это были именно песни сопротивления, причем с песнями Анатолия Беляева, Николая Прилепского, Леонида Ефремова, Александра Харчикова можно смело идти в бой. Что еще раз подтвердило правило древности - мужчина в первую очередь воин, а во времена Древней Греции и Рима только воинам предоставлялось право заниматься наукой и искусством. Это вам не нынешний шоу-бизнес.

Очень жаль, что представитель радиостанции "Свободная Россия" не смог присутствовать на конкурсе - это был истинный праздник духа новой, свободной России. Особенно хочется отметить молодого призера Ивана Баранова и молодежную рок-группу "Закат Европы", это новый для нашего конкурса жанр, и, тем не менее, профессионализм участников, талантливые тексты и, безусловно, высококлассное исполнение были высоко оценены как зрителями, так и профессиональным жюри. Ими было высказано мнение о том, что если бы нашлась организация, готовая устроить тур участников конкурса по всей России - цены такой пропагандистской акции не было бы.

Свободная Россия сильна прекрасной молодежью, а раз есть молодежь - Свободная Россия имеет будущее.

Пришло время объединяться во имя высшей цели, нам нужна Великая Свободная Россия. Долой фракционные расколы, отберем воинов - и победим.

Слава Свободной России!

С.А. Чайкин



    ... мне не пришлось, в силу определенных обстоятельств, присутствовать на первых двух конкурсах "Песни сопротивления", о чем глубоко сожалею. Но 30-го октября мне удалось быть среди зрителей этого, можно смело сказать, уникального мероприятия. По его завершении у меня было такое ощущение, словно я побывал в каком-то другом мире! Удивительно!
     Да, участники конкурса не профессионалы, недостатки мне, неспециалисту, были видны, тем отраднее было чувствовать, с каким искренним патриотическим напором и старанием исполняли они свои песни с простыми, задушевными и призывающими к сопротивлению, к активной борьбе против этого подлого режима словами. И, конечно, кульминацией этого песенного соревнования-праздника было исполнение Иваном Барановым песни "Русские не сдаются" с красным советским флагом в руке!
     Как уже упомянул, я не знаю как, насколько успешно прошли предыдущие конкурсы, хотя читал и слышал о них много хороших слов. Значит, установилась уже традиция. Это большое Дело. И его просто необходимо не только продолжать, но и всемерно совершенствовать. И, конечно, нужна добрая реклама.
     Без какого-либо лукавства хочу сказать, что такое мероприятие, как "Конкурс песен сопротивления", в наше мерзкое, пакостное время лжи, обмана, воровства, предательства и политического проститутства - живительный бальзам на душу!
     Огромная благодарность всем исполнителям-конкурсантам, всем организаторам этого замечательного праздника и в первую очередь коллективу редакции газеты "Дуэль"!

Инвалид Отечественной войны, Участник событий сентября-октября 1993 г. В.В. Глуховский


Газета "Дуэль № 10 (153) 6 марта 2000 г.

КОНКУРС ПЕСНИ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Мне пришлось быть на третьем "Конкурсе песен Сопротивления непокоренного народа", организованном редакцией газеты "Дуэль". Причем не просто пришлось быть, а напряженно слушать и думать, ибо "Комитетом защиты политзаключенных - борцов за социализм" на меня была возложена миссия присуждения учрежденной Комитетом специальной премии за лучшую песню Сопротивления. Понятно, что с позиций такого Комитета выбор победителя должен быть гораздо более строгим, чем с позиций любой другой организации, решившей учредить на этом конкурсе свои призы. Ведь здесь нельзя было исходить из таких распространенных и в то же время отвлеченных критериев, как "художественно", "профессионально", "современно" и даже "патриотично". Речь здесь могла идти только о песнях, способных дать новые силы и вдохновить на еще более яростную борьбу наших политзаключенных. Именно с таким жестким критерием я и подходил к оценке всех звучащих песен.

Есть такая поговорка: "Когда говорят пушки, музы молчат". Да, есть такая абсолютно неверная поговорка, и в особенности неверна она применительно к эпохам народных восстаний, освободительных войн и революций. Об этом говорит история. Так, в прошлом веке потрясающие по силе своего эмоционального воздействия арии из опер Верди буквально на другой день становились могучими песнями итальянского Сопротивления, с которыми войска Гарибальди шли в бой против австрийских захватчиков. А песни нашей Революции и Гражданской войны! А песни, рожденные в огне Великой Отечественной войны! "Варшавянка" и "Рабочая Марсельеза", "Орленок" и "Песня о Каховке", "Песня защитников Москвы" и "Священная война" - они и сегодня призывают нас к мужеству, вдохновляют на борьбу.

Естественно, что сегодня рождается и новое Искусство Сопротивления. Рождается, хотя практически вся профессиональная художественная "элита" изменила своему народу. Давно уже появились и песни нашего Сопротивления. И хотя с чисто профессиональной точки зрения они часто несовершенны, нельзя не отметить, что среди них порой встречаются и такие, которые по своей художественной силе, искренности, точности мысли превосходят то, что создают наши, стоящие в оппозиции к режиму, профессионалы. Это не удивительно. Народное творчество всегда питало "большое искусство", а в периоды серьезных изменений в обществе, когда профессиональное искусство, как правило, буксовало, именно народ первым находил новые слова, образы, интонации и тем самым способствовал выходу искусства из его уютного болотца.

Это происходит и сегодня, и это имеет огромное значение. Ведь у режима много всяческих средств для борьбы с народом. Это прежде всего деньги - главное и единственное их божество, это средства массового распространения лжи и растления, это тысячи и тысячи матерых предателей народа, это силовые структуры, всемерная поддержка мирового капитала и т.п. Но у них нет и быть не может одного - духовности и подлинного Искусства, способного в своих образах концентрировать великую нравственную силу народа. Правильно сказал Маркс, что девушка может сложить песню о потерянной любви, но торгаш никогда не сложит песни о потерянных деньгах, ..ибо деньги не могут являться предметом поэзии!

Интересам буржуазии противопоказано высокое искусство, ибо ее задача - растлить, уничтожить человеческое в человеке. Задача коммунистов противоположная - созидание Человека. Поэтому коммунистические партии обязаны понимать, сколь громадную роль в решении этой задачи должно сыграть искусство. Обязаны, но, по правде говоря, до сих пор так и не сумели в должной степени оценить важность "культурного фронта" в своей борьбе. Поэтому практически все, что сделано сегодня в этом направлении, гораздо больше связано с энтузиазмом отдельных коммунистов, чем с целенаправленной работой наших компартий. В итоге инициативу на этом важнейшем участке борьбы часто перехватывают организации весьма далекие от коммунистической идеологии, и сегодня мы, по сути дела, оказались в положении наблюдающих за тем, как развивается эта инициатива:

С 1997 года лидером в организации борьбы с антинародным режимом в области искусства, бесспорно, стала редакция московской газеты "Дуэль". 1 ноября 1997 года по инициативе этой газеты в Москве был проведен Первый Всероссийский конкурс "Песни Сопротивления непокоренного народа". Идея конкурса вызвала достаточно широкий отклик как у создателей песен Сопротивления, так и у зрителей. Впервые на вечере оппозиционного искусства зал был полон - билеты (ценой от 10 до 30 тыс. рублей) приобрело 658 человек.

С тех пор прошло уже три таких конкурса. Все они были прекрасно организованы. Главное жюри образовали сами зрители, большинством голосов присуждавшие три "Главных приза за лучшую песню". Кроме того, работало три профессиональных жюри, присуждавшие премии за лучшую композиторскую работу, лучший поэтический текст и лучшее исполнение. Профессиональное жюри по представляемым аудиозаписям определяло и отбор песен для конкурса.

Все конкурсы многим порадовали, но одновременно и огорчили. И вот почему. На этих форумах были представлены как различные манеры исполнения, так и различные жанры. И этому можно было бы только радоваться, но, к сожалению, именно благодаря этому далеко не все представленные песни можно было назвать... песнями Сопротивления.

Нам представляется, что эталоном для современной песни Сопротивления остается "Священная война" А. Александрова и В. Лебедева-Кумача, и она является таким эталоном потому, что это не песня обороны, защиты, и, тем более, не песня жалобы, а песня наступления, атаки, песня, зовущая к немедленной и бескомпромиссной борьбе не на жизнь, а на смерть. Музыка и слова этой песни предельно аскетичны и суровы, каждая нота и каждое слово просты, и, я бы даже сказал, - просты, как гвозди, но это гвозди, вбиваемые в гроб врага.

Конечно, могут быть и другие подходы к песне Сопротивления. И во время Великой Отечественной звучали достаточно разные песни, в том числе и очень лирические, но мы знаем, что больше всего нужна была именно "Священная война", что именно она звучала чаще всех других песен, и ее вклад в нашу Победу был больше, чем вклад любых других песен.

К сожалению, и на последнем, третьем конкурсе было очень мало песен, в которых можно было бы отметить хотя бы стремление к той яростной целеустремленности, которая отличает "Священную войну". Разумеется, в этом вряд ли стоит слишком уж винить авторов и исполнителей. Искусство - барометр общественной жизни, оно вторично по отношению к жизни, а потому - каково само Сопротивление, таковы и его песни. Ведь сначала был Иван Сусанин, а уж потом Глинка воспел его подвиг в своей опере. Сначала был героический дух Советского Народа, и только поэтому могла появиться и выразить его великая песня о "Священной войне". Так что, когда будет у нас настоящее Сопротивление и когда оно станет очевидным для творцов песен, то во множестве появятся и соответствующие песни.

И тем не менее, несмотря на подобные оправдания, надо сказать, что многие представленные на конкурсе "песни Сопротивления" все-таки слишком уж отставали от жизни, от самого Сопротивления. Ведь если еще совсем недавно сенсацией были экономические забастовки, если в 1998 году сенсацией было то, что рабочие ложились на рельсы и выдвигали политические требования, то 1999 году уже не вызывало особого удивления то, что рабочие оказывают вооруженное сопротивление властям, берут в заложники свое начальство, захватывают предприятия. Если еще совсем недавно образцом мужества могли считаться жаркие обличительные речи, то сегодня уже никакая речь свободно гуляющего на воле оратора не вызывает особого интереса, ибо сегодня у нас есть уже не только ораторы, но и настоящие Рыцари Революции - несгибаемые коммунисты, которые, даже находясь в тюрьме, призывают... к вооруженному восстанию!

Казалось бы, чего еще надо? И тем не менее во многих и многих песнях мы вновь и вновь слышим... нытье. Это огорчало еще на первом конкурсе, когда, например, в противовес набатной песне Л. Кленовой "Коммунисты, спасите народ" (на стихи Б. Гунько) звучали призывы типа: "Сохрани, господь, и спаси православный Храм на Руси!". В чисто художественном плане эти произведения были великолепны, однако их можно было понять и принять, как молитвы, духовные песни, наконец, как песни патриотические, но никак не песни борьбы. А между тем профессиональное жюри не только пропустило эти молитвы на конкурс песен Сопротивления, но и отметило их своими первыми призами.

Вообще нытье на этих конкурсах было в большой чести. Обидели! Ограбили! Ах, бедные мы, бедные! Ах, что же нам делать? Ах, почему бы Господу Богу не помочь нам, разнесчастным!? Подобная тональность и в словах, и в мелодике звучала на всех конкурсах достаточно настойчиво. Такое отставание от событий жизни можно было понять и простить в 89-90-ом годах, когда натиск контрреволюции вызывал у многих шок. Это можно было понять, но уже нельзя было простить в 91-92-ом годах, ибо тогда уже нельзя было не видеть, что происходит, и не понимать, что надо делать. Но после расстрела 1993 года ныть в "песнях Сопротивления"!? А между тем и на последнем конкурсе огорчало не только нытье...

Выходит, например, самая юная и притом самая очаровательная участница конкурса Елена Медведева и приблатненным голосом ноет длиннющую "Исповедь демократа" на совершенно не подходящий к ее очаровательной юности мотивчик, еще в 20-ых годах затасканной блатной песенки "На Дерибасовской открылася пивная". Помните? Это там поются незабываемые слова про то, как "официантке засадили в ж-у вилкой"! Подобную требуху позволительно распевать на пустопорожнем КВН у г-на Маслюкова, но выдавать это за песню Сопротивления - значит глумиться над товарищами, сидящими в Лефортовской тюрьме.

Другой момент. Россию в тысячах проявлений оккупировала американщина: рыночная экономика и доллары, паршивые товары и их реклама, американские фирмы и американские фильмы, эпидемия животной американской рок-музыки, американские нравы и убийства, американский СПИД и американская наркомания, потоки американских слов - все эти харизмы киллеров, парадигмы спикеров, дефолты дилеров, менталитеты электоратов и прочая мерзость. Патриоты России задыхаются от этого смрада и валом валят на конкурс, организованный архипатриотичной газетой "Дуэль". "Вот уж где отдохнем мы от американщины! - мечтают они, - вот уж где русский дух, где Русью пахнет!" Но, увы. И здесь Америка! На сцене появляются рок-музыканты с косичками. Совершая ритуальные движения тазом, похлопывая ручками над головой, они американскими античеловеческими голосами "поют" что-то "патриотическое", вызывая восторг кучки сопляков с серьгами в носу и даже присуждение одного из главных призов. Так что же? Этим мусором вдохновлять на борьбу наших политзаключенных?

Между прочим миф о возможности использовать рок-музыку в благородных целях борьбы за социальную справедливость является одним из наиболее коварных изобретений по части духовного растления молодежи. Еще в советские времена, заглотав этот крючок, мы получили потерянное поколение молодых людей, отравленных горячей любовью ко всему американскому, включая СПИД и наркоманию. И все мало! Попался в свое время на эту удочку А. Проханов, провозгласив пришествие нового спасителя России в лице... русского рока. Затем попался В. Анпилов. Теперь Ю. Мухин. И, к сожалению, еще многие попадутся, хотя казалось бы для того, чтобы не попасться, не надо ни особого ума, ни эстетической подготовки, а достаточно просто быть русским человеком.

Разумеется, в наше время мы привыкли ко всему, но очень жаль, что в результате такого плюрализма к финалу конкурса не были допущены многие песни, действительно зовущие к борьбе. Так, к участию в третьем конкурсе не были допущены прекрасные, подлинно революционные песни молодого коммуниста А. Плево "Революция победит" и "Свободу коммунистам молодым", непосредственно обращенные к нашим Лефортовским узникам. В результате такого подхода на всех трех конкурсах изо всех допущенных волей жюри песен (их прозвучало около 120) в лучшем случае не более десятка без натяжки можно было назвать песнями коммунистического Сопротивления. То же самое относится и к оценке качества музыки, поэтического текста и исполнения песен в ходе самих конкурсов. Как у жюри, так и у зрителей эти оценки, на наш взгляд, не всегда были правильны именно потому, что они часто забывали, что это все-таки не просто какие-то очередные конкурсы, а конкурсы песен Сопротивления. Очень жаль. Однако следует признать, что значительные расхождения мнений присутствующих как в эстетических, так и в идеологических приоритетах вполне отражали общую ситуацию и соотношение сил в нынешней оппозиции.

Но, конечно же, не все вызывало возражения на этих конкурсах. Порадовало то, что в хорошем исполнении прозвучало немало отличных песен, причем исполнителями и авторами многих из них были москвичи - ветераны Сопротивления, участники героической обороны Дома Советов в 1993 г.: Н. Кочубей, Л. Кленова, Ю. Писарев, Е. Якушкин и др. И кстати, думается, что именно их песни ненавязчиво способствовали большей политизации таких талантливых бардов, как Н. Прилепский, А. Беляев, Л. Ефремов.

Подлинным украшением всех трех конкурсов были песни талантливого ленинградского рабочего Александра Харчикова, чьи выступления в манере, заставляющей вспомнить В. Высоцкого, отличались редкостным сочетанием страстной искренности и острейшей политизации. А. Харчиков был победителем первых двух конкурсов, а на третьем занял второе место. Вне всяких сомнений он и на последнем конкурсе был бы признан победителем, если бы не появление нового необычайно одаренного певца И. Баранова, который буквально взорвал зал песней "Русские не сдаются" (на основе стихотворения Б. Гунько "Не погибнет отечество наше"), Баранов сразу же загипнотизировал зал тем, что вышел на сцену с нашим Красным Знаменем, а когда на ярчайшем фортиссимо закончил песню, зал в едином порыве долго аплодировал ему стоя.

На конкурсе было исполнено несколько песен, вполне достойных называться песнями Сопротивления. Так, прекрасное впечатление произвели исполнением своих песен Е. Якушкин ("Случай в бою" на стихи Ф. Чуева и "Верую в русский народ" на стихи Б. Гунько), а так же А. Беляев ("За победу" на стихи Е. Нефедова и "Командирская песня" на стихи А. Пшеничного). Однако, когда речь шла о присуждении приза от "Комитета защиты политзаключенных - борцов за социализм" и требовалась особая строгость выбора, выбирать можно было только между Харчиковым и Барановым.

Вне всякого сомнения песни А. Харчикова, И. Баранова, да и многие другие могли бы поддержать наших молодых революционеров в их единоборстве с гнетущей атмосферой ельцинских застенков, но по ту сторону тюремной решетки невозможно передать магнитофон и кассеты, а значит, и звучание замечательных песен Сопротивления. Увы! Невольно вспоминаются стихи Назыма Хикмета: "Преград не знает гнев народных масс. Взрывает он тот мир, что сердцу тесен. Вот почему они боятся нас, вот почему они боятся наших песен!" Вспоминаются стихи и возникает мысль: как хорошо было бы провести коммунистический конкурс поэзии коммунистического Сопротивления! Провести по-коммунистически, так, чтобы не слетались на него ловцы призов, а все средства, заключенные в призах, пошли на помощь политзаключенным - борцам за социализм. Провести и сборник лучших стихов, во-первых, передать в камеры нашим революционерам, во-вторых, распространить по стране, чтобы люди знали, что идет в нашей стране Священная война против черного капиталистического воронья, пожелавшего заключить Советских людей в вечное рабство. Чтобы снова прокатил по бескрайним просторам нашей Родины набатный клич: "Вставай, страна огромная!"

Борис ГУНЬКО


Газета "Дуэль № 10 (153) 6 марта 2000 г.

Мы, "Дуэль", все же чисто русская газета - бросаемся делать дело, когда времени уже в обрез. Три конкурса "Песни Сопротивления" мы примерно так и провели. Поэтому я с радостью ухватился за статью Б.М. Гунько об этом. Борис Михайлович заставляет хотя бы раз заняться конкурсом заполгода до его проведения.

Но для начала я хочу попинать коммунистов. Оно бы, может, и не надо, да жаль упускать такой случай.

Кремлевские мечтатели

Академик Павлов, шеф нашей газеты, писал о дефективности ума русской интеллигенции, но слова его от такого ума, разумеется, отскакивают. К примеру, в мире есть дельные вещи и есть херня. Что выберет русский интеллигент? Правильно, он плюнет на все дельное, ухватится зубами за херню и будет ее таскать, таскать...

Так и с нашими нынешними коммунистами. Герберт Уэллс, не подумавши, брякнул про Ленина, что он "мечтатель". И что нынешние коммунисты взяли от ленинского наследия? Правильно, они решили, что каждый из них только тогда коммунист, когда мечтатель. От всех трудов наших отцов уже ни черта не осталось, а они мечтают, мечтают, что вот уже экономические забастовки прошли, вот уже рабочие предприятия захватывают, вот еще немного и восставший пролетариат рассадит всех этих коммунистов по обкомам и ЦК. Эх, товарищи, не хочется трогать грязными руками хрустальную мечту вашего детства, но хрен вы получите, а не конфетку.

Вот и Б.М. Гунько размечтался, что в Ленинграде Виктор Аркадьевич Тюлькин бросит все и организует ему коммунистический конкурс поэзии сопротивления. Борис Михайлович, топот слышите? Это Тюлькин побежал конкурс организовывать. Вы что это ему мечтать мешаете?! Он же, в отличие от Вас, не просто мечтатель, а кремлевский мечтатель - мечтает, ничего не делая, в Кремль попасть. Это во-первых.

Во-вторых. Борис Михайлович! Вы что, не знаете, что нынешние коммунисты - это люди сплошь умные? Среди них дураков нет. Особенно дураков работать.

Такие дураки остались только в "Дуэли". Даже по имени назову этого дурака - Н.П. Пчелкин. Это вы мечтатели, а он человек недалекий. Не имея и тысячной доли тех средств и сил, что имеет не только КПРФ или РКРП, но даже Анпилов (легко купивший себе участие в думских выборах, а это 80 тыс. долларов - сравните со всей суммой наших призов на конкурсе в 300 долларов), Николай Петрович Пчелкин дает объявления, снимает зал, прослушивает кассеты, заказывает билеты, продает их и т.д., и т.п. А что ему, дураку, делать, если все умные в мечтатели записались?

(Я думаю, что выдам не сильно большую военную тайну, если скажу читателям, что Б.М. Гунько с целой группой других товарищей - это товарищи Н.П. Пчелкина в организации наших конкурсов, начиная с первого. Но в статье он хочет привлечь коммунистов к этой проблеме и о своем участии из скромности молчит.)

Борис Михайлович! К кому вопиете? Да подавляющее число из тех, кого Вы числите в коммунистах, - это бездельники. Они и в СССР были бездельниками и сегодня они без денег задницу от стула не оторвут ни во имя Коммунизма, ни во имя даже собственного спасения.

Я уже после первого конкурса перестал обращать на этих бездельников внимания, а Вы, Борис Михайлович, наивный молодой человек, и после третьего конкурса еще на что-то надеетесь...

А теперь я хочу поговорить с певцами, поэтами, композиторами - будущими участниками 4-го конкурса. И с будущими его зрителями-жюри.

Долой нытье

В чем Б.М. Гунько прав, так это в том, что много у нас в песнях нытья, оно, честно говоря, и меня тяготит. Понимаете, товарищи, до победы в войне нельзя ныть, нельзя говорить о своих потерях - это работа на руку врагу. После победы можно, но до победы это предательство. Вспомните, была ли во время войны написана хоть одна песня типа "Враги сожгли родную хату..."? А у нас на конкурсе полно песен про убитых в Белом Доме и т.д. Хватит ныть, павших пересчитаем после.

Я понимаю, что вы, авторы песен, пишете то, что в сердце. Так вот, надо вырвать из сердца трусость и жалость. Вложите в него гордость за героев и ярость к врагу. Это во-первых.

Во-вторых. Вложите в другой тип песен ностальгию, тоску по СССР, по тому, что у нас отняли - "строчит пулеметчик за синий платочек". Надо знать не только кого бить, но и за что бить.

О грубости

Теперь несколько слов о том, в чем я не согласен с Борисом Михайловичем.

Ошибка считать, что "каково само Сопротивление, таковы и его песни", ошибка считать, что "искусство вторично по отношению к жизни". Искусство - это не сопля на проволоке, и ему нечего тянуться за жизнью. Оно должно двигать жизнь в нужном направлении. Правда, не скрою, для этого перед людьми искусства следует ставить задачи и добиваться их исполнения. "Священная война" и плакат "Родина-мать зовет" были созданы задолго до войны, а использовать их начали, когда потребовалось.

Теперь по поводу рока и молодежи с серьгами. Это Вы, Борис Михайлович, коммунисты, оставили мне таких "комсомольцев". Где я вам других возьму? Что сами вырастили, то и ешьте, а я для вас на Кубу или в Корею за комсомольцами летать не собираюсь.

Еще. Вы не правы, Борис Михайлович, в совсем отношении к блатной песне. Вы не понимаете, как использовал противник такие песни и почему он использовал именно их. Теперь наша очередь использовать тот же прием. Поясню почему.

В войне есть солдаты и командиры. Командиры обязаны руководствоваться не песенными эмоциями, а трезвым рассудком. Этот рассудок может требовать разное, в том числе опасаться противника.

Но солдат никогда и ни в чем не должен бояться врага. Иначе это не солдат. И здесь используются два приема. Во-первых, прославляется сила самого солдата, и, во-вторых, что мало кто понимает, унижается враг. Такой пример.

Мой преподаватель военного дела в самом начале 50-х был командиром роты почетного караула. Так вот, он говорил, что они специально учили солдат смотреть на тех почетных гостей, которых они встречают, свысока и презрительно. Взгляд строя солдат должен быть таким. И поверьте, это делалось не сдуру. Это - наш солдат, и у любого несоотечественника он должен вызывать страх уже тем, что наш солдат всех презирает, а, значит, никого не боится.

Блатная песня презирала ценности порядочных людей, и диссидентская сволочь наглела - зачем бояться того, кого презирают? И мы сейчас обязаны использовать это оружие против своих врагов - максимум презрения, издевательства, оскорблений. Колеблющиеся, а именно они - масса, будут примыкать к тем, кто не боится.

Почему так называемые культурные люди постоянно упрекают "Дуэль", что она порой кого-то назовет бранным (применяемым в брани, в бою) словом? Потому что они культурные, а автор "Дуэли" нет? Отнюдь! Потому что они боятся за оскорбление получить в морду, а авторы "Дуэли" нет. Потому что они знают, что за оскорблениями начинается драка, и боятся, что и им попадет. Тот, кто оскорбляет, кто бранится (готовится драться), тот не боится, и колеблющиеся это чувствуют. Трусы разбегутся, а колеблющиеся храбрые примкнут к храбрым. Это азы, Борис Михайлович, правда, в ВПШ этому не учили.

Вот к примеру песня, которой исподволь разрушали Родину и я по дурости ее тоже пел.

На параде к тете Наде -
молодой комиссар.
Он подходит сзади, сзади,
смотрит прямо в небеса. ............

Что - круто? А мы ее пели на сборах. Ведь это очень старая, известная еще в царской армии строевая песня, правда, во все времена малоцензурная. И каждый раз ей к случаю переделывают слова на более актуальные. Почему бы не переделать и сейчас? Скажем, так:

К дочке Тане на гулянье -
с розой в ручке Чубайс.
Он заходит сзади к Тане,
...............

На мой взгляд - прекрасная строевая песня, особенно для войск в Чечне. Но ведь я не поэт, поэт вы, Борис Михайлович. Почему бы Вам ни уточнить рифму? Но Вы не будете, поскольку пишете стихи только возвышенные. А время сейчас такое, что писать требуется стихи нужные. Как Шнуровский.

Что хотелось бы

Но возвращаюсь к проблемам песен конкурса. Наиболее яростные из них, к сожалению, камерные. Такие хорошо петь в камерах под гитару. Потому что в этих песнях авторы очень долго рассказывают, в чем дело. Подпевать за ними невозможно, поскольку: а) столько слов не запомнишь; б) нет припева.

А я уверен, что сегодня нам нужны песни не только для того, чтобы слушать их на кассетах, но и для того, чтобы самим их петь или хотя бы напевать. Такие песни хороши и для площадей - для того, чтобы транслировать их через громкоговорители во время митингов. При таком воспроизведении слова плохо различимы, и боевой припев нужен обязательно. На мой взгляд, идеальная песня включает 3-4 куплета и припев. Коротко писать тяжело, но надо.

Итак, авторам песен конкурса следует иметь в виду, что успехом на конкурсе будут пользоваться:

- песни бодрые и злые;

- песни тоски по утерянной Родине;

- песни, унижающие и оскорбляющие противника;

- песни с небольшим количеством куплетов и хорошо продуманным припевом.

Это мои соображения. Вы знаете, что жюри нашего конкурса - это зрители, поэтому, конечно, присылайте то, что сочтете нужным. Хотя поверьте, плохого я вам не посоветую.

У меня еще два вопроса ко всем читателям.

Во-первых, мы хотим переименовать конкурс в конкурс песен "Борьбы непокоренного народа". Сопротивление это все же довольно пассивное действие. Есть ли у читателей какие либо соображения по этому поводу?

Во-вторых. Мы хотим сделать медали конкурса и обращаемся ко всем читателям за идеями, как они должны выглядеть. Какая символика на них должна быть, какие надписи и какой формы они должны быть? Скажем, в форме топора, исходя из герценского "Зовите Русь к топору!" или любой другой. Я прошу читателей подумать над этим вопросом и до конца июня прислать свои соображения.

Ю.И. Мухин




[ К началу страницы ]

     [ Возврат на первую страницу ]       [ Возврат на предыдущую страницу ]

Дата последнего изменения: 10.04.2000